Гелий для шаров11.04.2017 А. Роскин в книге «Три сестры» на сцене МХАТ» проницательно назвал пьесы Чехова сценическими романами. Маленькие пьесы Пушкина можно было бы назвать сценическими новеллами. Новеллами, в которых минимальное количество действующих лицровно столько, сколько необходимо автору для наиболее полного выражения своего замысла; в которых сюжетная линия, как правило, крайне проста и которые никогда этой сюжетной линией не исчерпываются. В новелле важен не столько сам сюжет, сколько авторское отношение к нему. В новелле самое ценное взгляд, улыбка, печаль, гнев автора, читающиеся сквозь строки; то, что умалчивается автором и о чем он не говорит прямо, авторское молчание, которое мы разгадываем в атмосфере произведения. Возможно вам понадобится гелий для шаров. Говоря о Шекспире и Мольере, Пушкин как отдавал предпочтение первому. Широко известны его слова о том, что «лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера Скупой скуп и только у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Однако в «маленьких трагедиях» мы сталкиваемся с тем, что герой в них всецело отдан во власть одной идеи, одной мысли, одного дела, а время, действие так сжаты, пружинены, сгущены, обстоятельства так невероятно уплотнены и давят на героя, что у него как будто бы отнята возможность проявить себя иначе, совершить иной ряд поступков, раскрыть до конца иные качества своего характера, чем те, которые так безжалостно продиктованы ему предлагаемыми обстоятельствами- судьбой. Но именно благодаря этой исключительной, всепоглощающей страсти, испепеляющей героев, они в этом узком и тесном, казалось бы, отнимающем всякую свободу действия каркасе, и раскрываются наиболее полно, встают во весь рост. Определенная идея, идейное «зерно», как бесконечное внутреннее противоречие движет героями, обусловливает их характер, поглощает, подавляет собой все потенциально возможные иные его проявления. На стержне этой идеи существуют герои Пушкина разрушение ее равносильно уничтожению личности; напротив, ее непоколебимость сохраняет человека. |
|
|