Супрематизм Малевича: нуль живописи11.03.2020 Не столько эстетические нестыковки коллажа, сколько большие нерасчлененные плоскости цвета больше всего поражают в таких работах Малевича, как «Солдат первой дивизии. Москва» или «Композиция с Моной Лизой» (1914), где единственный фигуративный элемент, репродукция картины Леонардо, перечеркнута двумя красными линиями. Изолировав эти цветовые плоскости, Малевич и даст начало собственной версии абстракции, которую назовет супрематизмом. Рождение супрематизма произошло в декабре 1915 года на выставке в Петрограде, носившей название «0,10» (с подзаголовком «Последняя футуристическая выставка картин»; название указывало на то, что все десять участников — включая Владимира Татлина, представившего свои первые контррельефы, — пытались определить «абсолютный нуль», нередуцируемое ядро, сущностный минимум живописи или скульптуры). Таким образом, почти за полвека до Клемента Гринберга Малевич установил, что «нулевое» состояние живописи в культуре его времени заключается в ее плоскостности и ограниченности рамой. Эта критическая редукция продиктовала акцент Малевича на текстуре поверхности, его внимание к живописной фактуре, а также его пристрастие к квадрату — форме, которая издавна мыслилась как результат одного из простейших геометрических актов — ограничения, о чем свидетельствует ее латинское название (quadrum означает и «квадрат», и «рама»). А идентификация фигуры квадрата с основой картины — например, в «Черном квадрате», возвышавшемся над другими работами выставки, пародируя традиционное размещение икон в русских домах , — привела Малевича к исследованию того, что Майкл Фрид в 1965 году, говоря о черных картинах Фрэнка Стеллы, назовет «дедуктивной структурой» (где внутренняя организация картины — расположение и морфология ее фигур — выводится из формы и пропорций основы и является, таким образом, ее индексальным знаком). Ищете честное и надежное казино? Читайте подробнее здесь как сделать правильный выбор. Картины 1915 года «Черный крест» и «Четыре квадрата» (одна из первых регулярных сеток в искусстве XX века) и многие другие «некомпозиции» Малевича, представленные на выставке «0,10», являются индексальными картинами, так как членение поверхности и нанесенные на нее знаки обусловлены в них не «внутренней жизнью» или настроением художника (как это было в абстрактных картинах Кандинского), а логикой «нуля»: они напрямую отсылают к материальной основе той самой картины, которую размечают. |
|
|