Нуар-деко


07.04.2020

В послевоенном контексте эта националистическая тенден- .а. ция академического кубизма расцвела под лозунгом «призыва к порядку»: «исправление» кубизма выступило частью идеологии реконструкции, созвучной оживлению интереса к французской latinita [итал. латинский язык, латинская культура; здесь: приверженность к античным корням, прежде всего к французскому классицизму XVII века. — Пер.] и государственной политике поддержки рождаемости. Может показаться странным, что в ряды охранителей в итоге вступил и Хуан Грис, — учитывая его шок при виде первых энгристских пастишей Пикассо 1915 года, обозначивших, по мнению некоторых, начало «призыва к порядку».

Но даже если предвоенные коллажи Гриса не уступают в пространственной двусмысленности и пластическом остроумии тем, которые делал его испанский друг и наставник, его собственное художественное кредо обнаруживает латентный рационализм, как нельзя более чуждый атаке Пикассо на традицию миметической репрезентации: «Сезанн превращает бутылку в цилиндр, — писал Грис. — А я начинаю с цилиндра, чтобы прийти к бутылке». Иначе говоря, геометрия для него первична: объекты, чтобы просто войти в композицию, должны быть вписаны в априорную сетку.

Любите азарт? Играйте в казино Joycasino и выигрывайте.

Той же логике следуют картины Озанфана и Жаннере (хотя последние, в отличие от Гриса, в качестве обоснования прибегают к тейлоризму), — и не случайно Ле Корбюзье включил одну из вещей Гриса в свой павильон. Действительно, все свои живописные работы — исключительно натюрморты в формате, почти неизменно определенном золотым сечением, — Озанфан и Жаннере строили по сетке направляющих ( «traces regulateurs» ), размещая согласно им «типовые объекты» (якобы счастливо пережившие «механическую эволюцию»), часто написанные одновременно в плане и профиле и прямо отсылающие к архитектурным формам (графин — к дорической колонне, горлышко бутылки — к печной трубе). Объемы сведены к простым призмам, изредка подчеркнутым светотенью, тем более заметной сейчас на фоне плоскостного решения большинства других объектов и фона; прямые углы преобладают; никаких цветовых всплесков: общий тон всегда подобран со вкусом, но несколько вял, скован.



Конкурсная программа
23 июля
режиссер Петр Траскальски
Польша || 11:00
режиссер Юна Тена
Финляндия || 15:00
24 июля
режиссер Михаил Сегал
Россия || 11:00
режиссер Изабель Штевер
Германия || 15:00



© 2006—2012 Дирекция кинофестиваля «БАЛТИЙСКИЕ ДЕБЮТЫ»
Сеть кинотеатров КАРО Фильм Ингеоком KD Корвет