Машинный век Ле Корбюзье08.04.2020 Увлечение Ле Корбюзье промышленной стандартизацией восходит к 1917 году, когда он прочел «Принципы научного менеджмента» Фредерика У. Тейлора. В этой книге, опубликованной по-английски в 1911 году и через год переведенной на французский, Тейлор называет главным способом повышения прибыли и достижения роста предприятия эффективную организацию труда (пусть она и подразумевает отношение к рабочим как к машинам). Очень скоро (в 1913 году) эту идею подхватил Генри Форд, мастерски представив изобретенный им конвейер — эту новую форму рабства — как возможность дать массам больше свободного времени. До конца двадцатых годов Ле Корбюзье с поразительной наивностью сохранял убеждение, что, как только промышленное производство будет реформировано по принципам Тейлора и Форда, все напасти послевоенной Европы исчезнут сами собой. Современную архитектуру, стоявшую на полпути между искусством (лишенным функции) и индустрией, он считал важнейшей частью подобной реформы. И хотя его обвинения в адрес декоративных искусств неизменно сопровождались оговоркой о необходимости сохранить автономию искусства — сознательно подчеркнутую в его павильоне сопоставлением нескольких современных картин и скульптур с эклектичным разнообразием вещей, откровенно ориентированных на широкое потребление, — теория и практика Ле Корбюзье-живописца тоже в значительной мере покоились на фетишизированном понятии стандартизации. Любите азарт? Играйте в казиноФреш и выигрывайте. В самом деле, первый реверанс в адрес тейлоризма был сделан им в книге «После кубизма» (1918), написанной совместно с Амеде Озанфаном в качестве программы нового направления в живописи, которое они назвали пуризмом. |
|
|